photonoid (photonoid) wrote,
photonoid
photonoid

Categories:

Что можно найти в лесу. Часть II Окопное творчество. Trench Art.

Picture
Когда лепит горизонтальный, от сильного ветра, снег с дождём, и за окном темно, как в душе маньяка, от перспективы поехать в лес заранее сводит зубы. Исход примерно ясен – засаженный в непромерзшую грязь по двери джип, романтическая ночь в мокром лесу у костра со стучащими зубами и далее по списку…

Лет десять назад, меня бы это не остановило, однако опыт нас учит многому, и не всегда плохому. Поэтому, нальем кружечку горячего глинтвейна и, сидя в уютном кресле, вспомним, что-нибудь милое и приятное, найденное ранее, в более гостеприимные времена года.

Что можно найти в лесу. Часть II Окопное творчество (Trench Art)

Мир военной археологии обычно мрачен, полон чёрных болотных черепов, алчущих крови неразорвавшимися мин и колючей проволоки, подтянутой подросшими деревьями на уровень глаз. Однако и в нём, одна на тысячу, да случается находка, сохранившая тепло человеческих рук.

По-русски их называют окопным творчеством, враги наши западные партнеры называют это трэнш-арт (trench art). Различные поделки, изготовленные солдатами в минуты затишья, очень тонко передают их дух и настроение, ни один документ тех времен, да и самое раритетное военное железо не в состоянии это сделать.

Одним из самых главных немецких швер-пунктов (Schwerpunkt - ключевой узел обороны) под Ленинградом были Синявинские высоты. Немцы «обживали» их с сентября 41 –го до февраля 44 года, выдержали десятки жестоких штурмов и, увы, окончательно ушли оттуда «на  своих ногах», опасаясь окружения.

Наши военные, а затем и историки, бодро рапортовали о взятии синявинских высот, причём, неоднократно. Несколько высот, в том числе и «чёртову», где сейчас стоит мемориал, наши и правда взяли. Однако, главная синявинская высота так и не была взята, что позволило немцам так долго удерживать удавку на горле Ленинграда, но об этом как-нибудь в другой раз.

В общем, за два с половиной года «синявинского сидения», немцы нашли время и на творчество. Я покажу вам две находки, сделанные в разное время, на разных участках синявинской гряды. Они, по-своему уникальны, потому, что hand made – изготовлены вручную.
Вообще, солдаты не часто изобретали что-то сами, среди них хватало людей мастеровых, но немного было художников, да и выбор технологий был невелик. Поэтому, тренш-арт, это, как правило, различные варианты исполнения одного и того же предмета обихода, кем-то у кого-то подсмотренного.

Каждый мастер имел уникальный почерк и свои технологические изыски, поэтому один и тот же по назначению предмет выходил весьма разным.

Как-то осенью, практически на передовой (как максимум тыла - это штаб роты)  я нашел пепельницу. Среди обломков, разорванного в клочья пулемета MG-34, кучи осколков и гильз, она, прижатая к стенке окопа, была лишь немного помята и поцарапана.

Aschenbecher - 0
Общий вид, сигарета для масштаба, естественно. Использовать по прямому назначению - кощунство :)

Пепельница изготовлена из латунной артиллерийской гильзы крупного калибра. Из гильзы вырезан фрагмент стандартной величины, выпрямлен. После этого, видимо «отштампован», путем отбития киянкой на форме, возможно деревянной. После этого,  мастер сделал гравировку.

Я слышал о подобных пепельницах, они отличаются надписями и рисунком. Тут налицо некая «механизация», возможно предмет изготавливался в ближнем тылу и становился объектом дальнейших солдатских обменов, добираясь и до передовой.

Пепельница, не то что памятник, а прямо «микро монумент» той эпохи. Надписи на ней повествуют:

Russland Nord-Front Leningrad-Ladoga Andenken an 1941-43

а «цветочки», - это геральдическое изображение подснежника. Andenken – это памятный сувенир, подарок на память.  Как видите, подарок до Германии не добрался. Обратите, кстати, внимание, немец выбил именно Leningrad, а не St.
Petersburg, как, якобы немцы звали город. Возможно, за три года разобрались.
Aschenbecher - 1
Лицевая сторона. По периметру надписи, по центру «цветы».
Aschenbecher - 5
Реверс. Видна примитивная штамповка киянкой.
Aschenbecher - 3Aschenbecher - 2
Лицевая сторона. Увеличенные фрагменты надписей.

Второй предмет, который я хочу показать, найден на позициях немецких ПВО в глубине обороны. Это так называемая спичечница, получехол на спичечный коробок.

Спичечница изготовлена из алюминия, вырезанного из ящика для ленты немецкого пулемета. Спичечница то ли поломана в процессе изготовления, то ли этот элемент должен быть накладным.Streichholzschachtel-1
Общий вид, монета для масштаба.

Позиция зенитчиков была сильно нашпигована попаданиями советских авиационных ракет РС-82, их алюминиевые хвосты делали работу с металлоискателем практически невозможной. Выкапывая спичечницу, я на 99% был уверен, что это очередной стабилизатор РС-82. Полагаю, именно мощный штурмовой налёт советской авиации оборвал биографию автора, либо не дал ему завершить работу.

На позиции мы нашли несколько персональных немецких комплектов снаряжения. Обычно, это говорит о том, что либо мертвых, либо тяжело раненных солдат с позиции вытащили, сняв с них ремни со снаряжением, для упрощения транспортировки.
Streichholzschachtel-3
Лицевая сторона. Проработка деталей не уступает современным монетам.Streichholzschachtel-4
Реверс.

Меня и моих товарищей поразила тонкость и  ювелирная точность работы гравёра. Если сравнить с гравировкой на пепельнице, то это просто другой уровень. Сюжет демонстрирует работу расчёта зенитного прожектора. Не сложно догадаться о военной специальности автора работы. Такие вот бывают лучики света среди мертвого военного железа.

Интересно, что традиция изготовления «окопных» пепельниц и спичечниц, идёт уже «на века». Приведу немного примеров спичечниц, времен первой мировой войны,  подсмотренных на просторах Ebay.

Havre-4
Havre-2

Gott
Gott

В последних двух спичечницах использованы латунные пряги от «кайзеровского» военного ремня. Как видите, девиз Gott Mit Uns (С нами Бог) уже  был, а вот нацисткая символика появится ко Второй Мировой.

P.S. Подобные находки является «сопуткой» военного поиска, не более. На позициях мы искали наших павших солдат, и рядом с позицией зенитчиков, нашли. Искать окопное творчество специально имеет смысл только в невоеваших тылах, мы таким не занимаемся.

P.P.S. Немецкий трэнш-арт представлен по той причине, что весь найденный советский сдается в коллекцию нашего музея, там он уместнее, чем в личной коллекции, там его увидят многие.

Продолжение следует.. http://photonoid.livejournal.com/4516.html

Надеюсь, вам было не скучно,


Ваш Photonoid.

Tags: trench art, Блокада, Великая отечественная война, Ленинград, битва за Ленинград, блокада, блокада Ленинграда, великая отечественная война, военная археология, военная история, война, история, история петербурга, находки, немцы, окопное творчество, поиск, синявино, синявинские высоты
Subscribe
promo photonoid october 21, 2015 17:13 6
Buy for 10 tokens
Здесь будут жить хокку следопытов о поисковых удачах и неудачах. Размещайте, пожалуйста, свои творения в комментарии, а я регулярно буду перемещать их в сам пост. На размер стиха особо не обращайте внимания, это важно лишь на японском, да и то классиками жанра регулярно нарушалось. Главное, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments