photonoid (photonoid) wrote,
photonoid
photonoid

Category:

"Запад-90" Последние учения Империи глазами лейтенанта (I)

Проскочил тут в ленте друзей пост с упоминанием учений «Запад-81», http://imperia-mir.livejournal.com/78946.html, а мне припомнилось моё участие в самом последнем «Западе» - учениях «Запад-90», а ведь это была лебединая песня ВС СССР, Организации Варшавского Договора... Друзья убедительно попросили поведать.
Со времени тех событий минуло 25 лет, и хоть я и не старенький ишо, но кой-какие детали хотелось бы уточнить, чтобы не врать понапрасну. Набрал в Яндексе: Учения «Запад-90». А в ответ – тишина. Только несколько строк, написанных бывшим лейтехой-десантом про те поры. Ну, что же, придется внести свою лепту и мне. Погнали.



[Spoiler (click to open)]
Часть первая.

Аккурат в 90-м году я закончил одно из высших военных училищ связи Союза (ныне не существует) и получил распределение «с трамплином», в штаб Белорусского Военного Округа, в город Минск. (Эти и кое-какие другие детали я вам поведаю для того, чтобы было понятнее всё, что произойдет далее.) Ситуация в Вооруженных Силах на тот момент складывалась аховая, служить желания не было, армия на глазах катилась в пропасть. Поэтому, я очень много умничал на мандатной комиссии (это такая военная процедура распределения лейтенантов-выпускников на должности) и даже, я бы сказал, выдрючивался.

Генерал-майор, главный кадровик округа, в конце концов, стал красный, как рак и заорал на меня:
- А ты, лейтенантишко, загремишь у меня командиром взвода связи в самый сраный мотострелковый батальон округа и сгниешь там!!!
Я, воспользовавшись паузой, деликатно заметил:
- Товарищ генерал-майор, согласно приказу Министра Обороны номер 0.., назначение выпускников военных училищ на должности, должно происходить в соответствие с их ВУС (военно-учетной специальностью)…
Закончить мне понятно не дали, благо это фразу я произносил уже не первый раз. Я думаю, пара десятков лейтенантов связистов разных специализаций, приехавших со всего Союза, хорошо запомнили эту сцену, они уже давились, чтобы не ржать в голос.
В конце-концов, мы остались с генералом в зале вдвоем. Он перестал орать, приобрел нормальные цвета и сказал мне:
- Раз ты такой умный, поедешь в распоряжение штаба 5-й Гвардейской танковой Армии, там тебя танкисты будут перевоспитывать.

Так я и стал почти гвардейцем танкистом-бобруйцем. В Бобруйске, в штабе армии, разобравшись, что я за птица, меня назначили на должность инженера отдельного батальона связи в армейском полку связи. Полк связи был кадрированным (сокращенного состава, разворачивавшийся в полноценный при мобилизации), в нашем батальоне, к примеру, было всего 50 человек вместо 300. Поэтому, на учениях мы выполняли роль не батальона связи, а всего лишь взвода, зато интересного, - взвода связи ППУ (передового пункта управления армии). В роли одного из офицеров этого импровизированного взвода связи я и принял участие в учениях «Запад-90», дело было в начале сентября, если не ошибаюсь.


Прелюдия

Согласно плану учений, наш полк (или часть его подразделений – не помню уже) совершал марш на один из танковых полигонов под Минском. Карту за время учений я видел один раз, да и то издали, посему, где конкретно всё происходило – просто не знаю.
Марш наш «взвод» совершал в составе:
- нештатная КШМ(командно-штабная машина) комбата КШМ-ка представляла из себя списанный, но оставленный  "в боевом строю" кунг на базе ЗИЛ-131, и тащила ещё нештатный прицеп, набитый кабелем, шанцевым  инструментом и прочим полезным скарбом;
- ГАЗ-66 КШМ Р-142;
- ЗИЛ-131 станция радиорелейной  связи Р-409;
- ЗИЛ-131 каналообразующая  и ЗАС машина, П-240, что ли;
- «Челленджер» - Урал 4320, электропитающая станция с двумя мощными дизель-генераторами. Название она получила от воинов срочной службы, за свою уже интересную на тот момент биографию. В качестве кибиток две аппаратных с «живыми моторами» тащили пассажирские прицепы-кунги, позаимствованные из «постороннего комплекса», имевшегося в батальоне. Таким образом, наш «караван» получился не большим, но и не маленьким – 5 вездеходов и три двухосных прицепа.

Станциями и аппаратными командовали опытные прапора, среди операторов были «сверчки» - сверхсрочники, остальные «аппаратчики» были связисты почти гвардейцы третьего периода службы.  Офицерский корпус представляли мы с комбатом, и один из командиров рот. Распределение ролей было такое – комбат стратегическое руководство взводом, комроты надзор за прапорами по части связи, я, как, человек с непонятным для связистов ВУС-ом, был брошен на быт и комендантскую службу. То есть был чем-то средним между зампотылом и замом по строевой нашего комбата-комвзвода. Одним словом, команда была профессиональная, укомплектованная и готовилась исполнить свой долг с величайшей честью.


Запомнилась одна сцена, которая произошла сразу по завешении марша на полигон. Машины нашего полка вошли в лес и рассредоточились в выжидательном районе, оттуда часть из них (мы, например), должны были пойти на безлесную часть полигона, а кто-то на лесные поляны – разворачивать узлы связи. Мы шли почти в голове колонны, поэтому остановились недалеко от УАЗика командира нашего полка, который шёл в колонне вторым, после «Чайки» - КШМ на базе БТР-60.

Через некоторое время к УАЗику командира подрулил УАЗ-ик какого-то подполковника из штаба армии. Они на нас особого внимания не обращали, мне стало скучно, и я перебрался поближе, чтобы слышать разговор высокого командования.
- Слышь, полковник (штабное начальство обращается к нашему комполка),  а не жирно ли тебе на новом УАЗ-ике ездить? Смотри на каком рыдване приходится командующему перемещаться…
Подполковник (вероятно, адъютант командарма) указал перстом на УАЗ-ик, на котором прибыл. УАЗ-ик и вправду был не очень – какой-то помятенький и не очень одноцветный. Наш комполка только открыл рот, чтобы ответить, как неподалёку раздался рёв и характерный вой автомобиля, несущегося на задней передаче.
Из маленького тупичка лесной дороги, скрытого в кустах, на скорости под 40, наверное, вылетела «водовозка» - ГАЗ-66 c цистерной. Не меняя траектории движения, болид врезался в капот УАЗика командарма, подмял его под себя и загнал в ближайшие кусты. Там кавалькада благополучно заглохла.
После «минуты молчания» наш комполка разразился громкими и изобретательными матами, на которые он был весьма горазд.
Реакция штабного начальства была сдержанно-злорадной. Командарм, совершенно неожиданно, таки заполучил УАЗик нашего комполка. Наш комполка, в воспитательных целях уже не мог отнять ни у кого УАЗ-ик – штаты полка не позволяли. Поэтому, с этого момента перемещался на «пятнтистом», да ещё и с рихтованным бампером и капотом. Мне запомнилась ещё фраза комполка, сказанная тогда: «Если Вы долб..бы ещё до учений машину командующего протаранили на.., что же дальше будет?» Меня этот вопрос не встревожил, - таран совершил воин-узбек, имевший минимальный «налёт» и до учений, трудившийся хлеборезом в полковой столовой. Он был «мобилизован» в связи с нехваткой водителей, и совершил таран не сумев «поймать» рычаг КПП ГАЗ 66-го, чтобы выключить передачу (она и вправду, расположена «не очень удачно» - за спиной водителя). Выжать сцепление, почти гвардейцу, тоже навыка не хватило, зато газ жал, до победного конца. Но, как я уже говорил, в моём «взводе» была команда профессионалов и я неудач не боялся. Надежды юношей питают (С) …

Букофф многа, а я один – продолжу в следующий раз… http://photonoid.livejournal.com/11811.html

С уважением,

                       Ваш Photonoid


Tags: "Запад-90", 1990, 1990-й, 5 гвардейская танковая армия, ВС СССР, армия, быль, воспоминания, лейтенант, мемуары, учения, учения Запад-90
Subscribe
promo photonoid october 21, 2015 17:13 6
Buy for 10 tokens
Здесь будут жить хокку следопытов о поисковых удачах и неудачах. Размещайте, пожалуйста, свои творения в комментарии, а я регулярно буду перемещать их в сам пост. На размер стиха особо не обращайте внимания, это важно лишь на японском, да и то классиками жанра регулярно нарушалось. Главное, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments